Разработка и заключение договора коммерческой концессии (франшизы)

Разработка и заключение договора коммерческой концессии (франшизы)
от 50 000 рублей
Подготовим отчет к 18 октября
Оплата
Наличными, Безналичными, По квитанции, Сбербанк Онлайн, Оплата частями

Что такое договор коммерческой концессии (субконцессии)?

В настоящее время выросло количество обращений в юридическую службу нашей компании с просьбами как разработать договор концессии, так и выполнить анализ предлагаемого к подписанию соглашения. Накопленный опыт позволяет нам успешно сопровождать подобные сделки для любой из сторон договора.

Договором коммерческой концессии называется соглашение между сторонами, по которому одна из них предоставляет другой право использования комплекса исключительных прав (КИП), включающего право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Заключение договора концессии предполагает также передачу коммерческого опыта и деловой репутации правообладателя в определенном объеме.

К договору коммерческой концессии применяются положения гл. 54 ГК РФ «Коммерческая концессия» и раздел VII ГК РФ о лицензионном договоре, при этом какие нормы дополнительно к гл. 54 ГК РФ будут применяться к конкретному договору, зависит от того, право на какой результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации по нему предоставляется.

В чем отличие договора коммерческой концессии от договора франчайзинга?

Гражданское законодательство РФ не содержит такого термина, как "договор франчайзинга", но суды часто используют его как синоним к термину "коммерческая концессия", его активно используют и стороны в своих договорах, в том числе называют стороны договора франшизодателем и франшизополучателем, и такую трактовку суды принимают.

Интересное определение франшизе дает Федеральная антимонопольная служба. В одном из своих решений она характеризует франшизу как комплекс благ, который позволяет пользоваться брендом, авторскими разработками, моделью бизнеса франчайзера (Решение ФАС России от 30.03.2018 по делу N 1-14-116/00-08-17). Таким образом, понятие франшизы может быть широким и включать в себя не только КИП, но и те блага, которые не охраняются законодательством об интеллектуальной собственности. Например, консультации правообладателя о том, как вести бизнес.

Почему выгодно заключение договора франчайзинга?

Для приобреталя франшизы она считается хорошим способом попробовать себя в бизнесе. Многие начинающие предприниматели не имеют необходимого опыта и ресурсов для развития собственного бренда. В этом случае открыть то или иное предприятие в сфере услуг, обслуживания либо производство тех или иных товаров гораздо выгоднее по франшизе, где новичка обучают тонкостям работы и помогают решать текущие проблемы. При этом начинающий бизнесмен получает в пользование не только технологии, но и сильный бренд, знание и любовь потенциальных клиентов. Для собстенника франшизы это возможность экстенсивного и быстрого рзвития бизнеса без использования собственных либо привлечения кредитных средств. 

Преимущества договора коммерческой концессии (договора франчайзинга) для приобретателя фарншизы:

  • Возможность работать под известным брендом сразу на старте, когда поток клиентов идет «на вывеску».
  • Отсутствие необходимости в поиске поставщиков. Как правило, при составлении договора франшизы предусматривается передача базы данных по поставщикам, что, позволяет легче наладить логистику и пользоваться всеми преимуществами наработанной базы и опыта.
  • Наличие готового бизнес-плана. Как правило, он входит в пакет документов, которые передаются по договору франшизы.
  • Помощь с подбором и обучением персонала.
  • Минимальные затраты на продвижение бренда и продукции.
  • Возможность в любое время получить информационную поддержку, консультации по тем или иным вопросам, особенно на старте предприятия. Это очень актуально т.к. информационная поддержка – 90% успеха на запуске.
  • Низкий уровень конкуренции. Франчайзер обычно старается сделать так, чтобы на одной территории работал только один его партнер.

Для собстенника франшизы это возможность экстенсивного и быстрого развития бизнеса без использования собственных либо привлечения кредитных средств. 

Почему франчайзи важно привлечь специалиста для изучения условия договора коммерческой концессии?

 Франчайзи - это пользователь, который получает по договору коммерческой концессии (франчайзинга) право использовать в своей предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав (КИП, франшизу). Работа по договору концессии сопряжена для франчайзи с некоторыми рисками:

  • Недобросовестные компании могут использовать чужой бренд, регистрируя  похожую торговую марку, и развивать сеть, пользуясь преимуществами этого бренда (особенно актуально для иностранных компаний, еще не появившихся в России). Чтобы не стать партнером недобросовестной компании, необходимо провести проверку торговой марки и потенциального партнера.
  • Имеют место риски и ошибки при оформлении пакета документации. На старте это может пройти незаметно и не доставлять никаких неудобств, но на определенных этапах или при судебных разбирательствах ошибки в оформлении документов могут сыграть большую роль.
  • Франчайзи, не обладая знаниями и опытом заключения сложного концессионного договора, берет на себя слишком много обязательств, согласовывает сложные формулы платежей за франшизу, получает недостаточный объем  помощи в ведении бизнеса и т.д.

На старте сотрудничества только специалист, обладающий практическим опытом и знакомый с реальный практикой, может скрупулезно изучить условия договора концессии и понять, какие бонусы можно получить от использования франшизы, какие риски могут возникнуть, будет ли со стороны франчайзера оказана необходимая поддержка, какие обязательства будут у франчайзи т.д.

Почему франчайзеру важно привлечь специалиста для изучения условий договора коммерческой концессии?

Франчайзер - это компания, которая предоставляет право пользования комплексом принадлежащих ей исключительных прав. Предоставление таких прав приводит к возникновению рисков для бизнеса франчайзера:

  • Многие известные компании не решаются на продажу франшизы из-за риска утраты репутации бренда, это так называемые репутационные риски. Они переживают за качество на всех этапах, поэтому не предоставляют возможности по передаче товарного знака по условиям франшизы.
  • Риск кражи наработок, технологий, ноухау, идей и так далее.
  • Использование торговой марки и фирменного стиля франчайзера после окончания договора франшизы.

Таким образом, в договоре коммерческой концессии должна быть тщательно прописана как процедура контроля за качеством работы партнера-франчайзи, так и условия добросовестного расторжения договора франшизы. Для того, чтобы договор коммерческой концессии был работающим инструментом управления необходимо обратиться за квалифицированной юридической помощью уже на этапе разработки документа.

Как зарегистрировать предоставление права использования исключительных прав по договору коммерческой концессии?

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме и подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Для регистрации договора концессии необходимо составить заявление о регистрации, уплатить пошлину и направить заявление с необходимыми приложениями в Роспатент.

Важно помнить, что регистрации подлежит не сам договор коммерческой концессии, а предоставление по нему права использовать комплекс исключительных прав правообладателя в предпринимательской деятельности пользователя. Без регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся (п. 2 ст. 1028 ГК РФ).

Предоставление права зарегистрируют (или откажут в регистрации, если для этого будут основания) в срок не более 45 рабочих дней со дня, когда необходимые документы поступят в Роспатент. Этот срок в ряде случаев может быть увеличен (например, при возникновении вопросов относительно размера оплаченной госпошлины).

Какая информация необходима для составления договора коммерческой концессии?

К существенным условиям договора коммерческой концессии относятся:

  • предмет договора;
  • условие о способах использования объектов исключительных прав;
  • условие о вознаграждении правообладателя;
  • существенные условия, которые становятся такими по заявлению стороны договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Если какое-либо из существенных условий не согласовано, сторона может признать договор незаключенным.

Чтобы согласовать условие о предмете договора, необходимо выполнить детальный анализ бизнеса правообладателя (франчайзера) и проработка предмета будущего договора.

Во-первых, необходимо указать, что пользователю передается право использовать комплекс исключительных прав, и перечислить права на объекты интеллектуальной деятельности, которые в него входят. В КИП обязательно должно входить право на товарный знак. Без этого договор не будет считаться договором коммерческой концессии. По каждому объекту, входящему в КИП и подлежащему регистрации необходимо указать реквизиты документа, который удостоверяет исключительное право. Если объект не регистрируется, например ноу-хау, то описать максимально подробно, что в него входит. Также нужно включить в договор перечень товаров, в отношении которых правообладатель разрешает пользователю использовать товарный знак, и указать их классы по унифицированной Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).

Во-вторых, требуется определить объем передаваемых прав. Правообладатель может передать весь объем прав, которыми обладает, или только его часть. Например, он имеет права в отношении нескольких групп товаров, а пользователю предоставляет право использовать их только в отношении одной из них. Важно, чтобы прав передавалось не больше, чем есть у правообладателя, иначе договор в этой части может быть признан незаключенным. Чтобы этого не произошло, необходимо убедиться, что сведения, которые указываются в договоре, совпадают с информацией из государственных реестров соответствующих объектов интеллектуальной собственности. В договоре можно определить минимальный и (или) максимальный объем использования прав. Для этого необходимо определить и указать, например, предельный объем продаж, производства, количество торговых точек пользователя и т.п.

В-третьих, предписывается определить сферу предпринимательской деятельности пользователя. Необходимо указать одну или несколько сфер из перечисленных в п. 2 ст. 1027 ГК РФ:

  • продажа товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем;
  • осуществление иной торговой деятельности;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг.

Можно ориентироваться на классы МКТУ для товарного знака, входящего в КИП. 

В договоре обязательно нужно указать, как пользователь использует результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Для этого можно использовать перечни, которые предлагаются для разных объектов в Гражданском кодексе РФ. Например, способы использования товарного знака можно взять из п. 2 ст. 1484 ГК РФ (неисключительная и исключительная лицензии).

Важно: если какой-либо способ использования не указать в договоре, пользователю нельзя его применять (п. 1 ст. 1235, п. 4 ст. 1027 ГК РФ).

Вознаграждения правообладателю может выплачиваться в виде разового (паушального) платежа и (или) периодических платежей, например роялти.

Пользователь должен платить вознаграждение правообладателю, даже если он не использует комплекс исключительных прав, поскольку по договору коммерческой концессии предоставляется именно право использовать КИП. Если устанавливается вознаграждение в виде платежей, которые меняются в зависимости от того, насколько хорошо идут продажи у пользователя, в интересах правообладателя включить в договор обязанность пользователя предоставлять ему отчеты. Возможно, также стоит указать, что правообладатель будет привлекать независимых аудиторов для проверки их достоверности.

Если в договоре условия о вознаграждении не будет или будет указано, что он безвозмездный, Роспатент откажет в регистрации (п. 3.4.9 Рекомендаций по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом).

Какой срок использования комплекса исключительных прав по договору коммерческой концессии?

Срок на который правообладатель разрешает использовать комплекс исключительных прав не является обязательным условием договора, его можно указывать, а можно не указывать в договоре.

Если ничего про срок не написать, действие договора по общему правилу будет ограничено пятью годами (п. 4 ст. 1235, п. 4 ст. 1027 ГК РФ).

Будет ли указан в договоре срок или нет, влияет на порядок одностороннего отказа от него.

Как заказать услугу составление и сопровождение договора коммерческой концессии?

Вы можете обратиться к нам любым удобным способом: по телефону, на электронную почту, посредством мессенджеров на сайте или воспользоваться на сайте специальной формой, заполнение которой займёт не более минуты и потребует минимум информации.

В максимально короткое время мы возьмём вашу заявку в работу, и с вами свяжется специалист, который задаст необходимые вопросы и прояснит, какие документы потребуются составление нужного договора, сориентирует по срокам и стоимости.

На всё время ведения договорной работы мы закрепим за вами юрисконсульта, который будет курировать весь процесс сотрудничества, и вы сможете в любой момент обратиться к нему с вопросом. При необходимости мы создадим экспертную группу, которая гарантированно сможет решить задачи любой сложности.

Показать полностью

Наши Клиенты

Нам доверяют более 2000 организаций

Наши Партнеры

Мы аккредитованы в 30+ крупнейших банках


Заказать разработка и заключение договора коммерческой концессии (франшизы)

Для того, чтобы заказать разработка и заключение договора коммерческой концессии (франшизы), вы можете воспользоваться любым удобным способом.


Заказать по email
Заказать через сайт

Позвоните по телефону:

+7 (495) 740-06-36
Режим работы: c 9:00 – 19:00 Будни